Главная | Защита прав потребителя | Договоры представительства в гражданском праве

ДОГОВОРЫ О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

При этом исходят из двух различных оснований представительства в этом же смысле говорят об основаниях полномочия: Некоторые авторы, считая эти основания представительства важнейшими, допускали еще третье, являющееся комбинацией этих двух оснований, и именуют представительство, опирающееся на них, смешанным. К случаям смешанного представительства они относили представительство юридических лиц и представительство конкурса над несостоятельным лицом.

Другие авторы, кроме двух названных выше оснований представительства, предлагали еще одно основание: Некоторые авторы в составе трех оснований указывают: Существуют и другие взгляды, согласно которым представительство имеет четыре и более оснований.

знаком договоры представительства в гражданском праве меня

Кроме закона и волеизъявления представляемого доверенности , основаниями представительства признаются также акты публичных органов, учреждение юридического лица и судебные решения. Основаниями представительства являются юридические факты, но отнюдь не все те факты, которые необходимы для наступления прямых последствий представительства. К основаниям представительства относятся лишь те факты, с которыми закон связывает признание одного лица представителем другого лица до начала его деятельности в качестве такового. Признание законом этого лица представителем находит выражение в полномочии, возникающем у представителя.

Для наступления прямых последствий представительства одного признания лица в законе представителем еще недостаточно. Требуется, кроме того, совершение представителем дозволенных действий от имени представляемого в пределах полномочия. Следовательно, основание представительства есть юридический факт, в силу которого одно лицо рассматривается законом как представитель другого.

Говоря о юридических основаниях представительства в гражданском праве, нельзя упускать из виду экономическое содержание этого института, указанное нами во Введении.

Приведенные выше классификации оснований представительства не полны и не точны. Представительство как юридический институт регламентируется соответствующими нормами права. Поэтому общее юридическое основание представительства в целом нужно искать в законе. Ссылка же на закон в таком перечне ничего не объясняет, так как и доверенность является основанием представительства в силу закона.

Без указания последнего прямого или косвенного ни один из фактов не может быть юридическим основанием. Задача советского юриста и состоит в том, чтобы путем анализа соответствующих видов правоотношений и законодательства установить эти факты и сделать обобщения, необходимые для построения правильной классификации основания представительства в советском гражданском праве. Вследствие весьма слабого исследования в науке вопроса об основаниях представительства подавляющее большинство авторов ограничивается лишь их перечислением. Лишь для доверенности в учении о представительстве сделано исключение: Такое невнимание к остальным основаниям представительства находится в прямой связи с тем обстоятельством, что исследования о представительстве были односторонними: На долю законного представительства выпадали отдельные малозначащие замечания; многие авторы совсем обходили его молчанием.

Удивительно, но факт! Домохозяин колхозного и крестьянского единоличного двора рассматривается в законодательстве, судебной практике и литературе как представитель всего двора при заключении им сделок в интересах или для нужд всего двора.

Были и такие цивилисты, которые исключали его вообще из института представительства, признавая, что он самостоятельный институт, совсем иной юридической природы. Пониженный интерес к законному представительству по сравнению с добровольным в буржуазной цивилистике объясняется тем, что в капиталистическом обществе через добровольных представителей совершаются всевозможные коммерческие сделки и реализуется прибавочная стоимость в сфере внутренней и внешней торговли.

договоры представительства в гражданском праве протяжении

Добровольные представители широко используются при заключении сделок в отношении вывозимого товара, капитала, скупаемого сырья и т. Деятельность торговых представителей создавала много практических и теоретических контраверз.

Классификация

Буржуазия была заинтересована в правильном разрешении возникающих на этой почве вопросов. Законное же представительство, стоящее несколько в стороне от основного и бурного потока коммерческой жизни, не порождало вопросов, так сильно затрагивающих интересы буржуазии. Участие в обороте законных представителей давало лишь повод распространять на них, с некоторыми оговорками, положения, касающиеся добровольного представительства. Поэтому проблемы законного представительства в основном оставались за пределами научных изысканий. Те немногие буржуазные ученые, которые хотели раскрыть смысл и других оснований представительства, подходили к некоторым из них с меркой того же волеизъявления.

Так было высказано мнение, что сделкой является назначение на должность государственного чиновника и чиновника местного самоуправления, уполномоченных представлять государство, органы местного самоуправления и общину в частноправовых отношениях. Признание назначения чиновника сделкой диктуется не только желанием объяснить происхождение полномочия должностного лица в этих случаях, столь отличных от выдачи доверенности, при помощи привычной и удобной для цивилистадогматика категории — сделки.

В этом утверждении нельзя не усмотреть попытки представить в виде безобидных частноправовых сделок строго классовое комплектование чиновниками буржуазного государственного аппарата принуждения. Очевидна и юридическая слабость этого положения Бирмана, от которого недалеко до вывода, что каждый случай представительства следует сводить к уполномочию представителя с помощью сделки. Такая оговорка не придает этой ложной конструкции большей убедительности. В назначении на должность чиновника нельзя усмотреть сделку.

Это — административный акт. Он не исходит от субъекта гражданского права, он направлен не на частноправовые цели, а совершается для установления административно-правового отношения между назначаемым лицом и назначающим органом. Утверждение, что назначение чиновника есть сделка, направленная прямо или попутно на установление полномочия, есть юридическая фикция, которая, как указывалось, широко используется в учении буржуазных цивилистов о представительстве.

Советская наука гражданского права еще не занялась вопросом об основаниях представительства кроме одного основания — доверенности.

Удивительно, но факт! В этой связи, он должен предъявляться представителем или поручителем.

Между тем разработка этого вопроса очень важна для уяснения самого института представительства и его видов. Те юридические факты, с которыми советское право связывает признание того или иного лица представителем, довольно многочисленны и разнообразны. Мы предлагаем классифицировать эти факты следующим образом: Рассмотрим теперь юридические факты каждой из пяти категорий данной классификации: Волеизъявление субъекта гражданских правоотношений, выражающее его намерение иметь другое лицо своим представителем, может быть совершено в устной или письменной форме или посредством конклюдентных действий.

Это волеизъявление, обычно называемое доверенностью, является, как указывалось, сделкой. В некоторых случаях это уполномочивающее волеизъявление не отделено от договора между представляемым и представителем, а составляет важную часть его содержания. В первую группу юридических фактов включается нами и так называемое одобрение, то есть выражение представляемым согласия иметь данное лицо представителем, которое до этого действовало от его имени без полномочия.

Закон связывает с этим фактом одобрением возникновение последствий представительства с обратной силой ст. Волевой акт субъекта административных отношений, органа государственной власти, разрешающий лицу действовать в качестве представителя другого лица. Одним из характерных случаев этого вида является согласие органа опеки и попечительства на совершение опекуном родителем или усыновителем, когда они осуществляют естественное опекунство сделок в отношении имущества подопечного. Юридическая природа этого акта государственного органа еще не была предметом рассмотрения.

Общие сведения

Анализ этого акта привел нас к выводу о том, что он составляет особый вид административного уполномочия. Назначение или избрание в установленном порядке на должность, исполнение которой требует совершения юридических действий от имени другого лица. На основании юридических фактов этой категории становятся представителями опекун и попечители последние в области процессуальной деятельности , а также некоторые работники торговой сети, коммунальных, финансовых, транспортных и иных предприятий и учреждений, обслуживающих население и социалистические организации посредством заключаемых с ними сделок.

Факт назначения органом опеки и попечительства гражданина опекуном является в силу закона достаточным условием для его деятельности в качестве представителя подопечного. Такой же результат вызывает назначение лица на следующие должности: Мы намеренно привели достаточное количество примеров, чтобы показать, с каким множеством представителей этой категории приходится иметь дело в повседневной жизни и тем самым оттенить значение этого основания представительства.

Хотя работники этих категорий действуют от имени предприятий и учреждений, нет ни одной нормы в советском гражданском праве, в которой было бы прямо сказано, что подобный работник является представителем. В нашей литературе этот вопрос затрагивался неоднократно. Авторы ограничиваются лишь указанием на то, что при признании такого лица представителем следует руководствоваться признаком выступления его от чужого имени, а этот признак устанавливается с учетом положения его в предприятии или нормальной, сложившейся для деятельности этого лица обстановки, свидетельствующей о том, что совершающий сделку является представителем.

В своей диссертации К. Граве также коснулся этого вопроса, но только по поводу частного случая. Он высказался за признание работников прилавка представителями, правильно указав, что при решении данного вопроса следует целиком исходить из необходимости всемерной защиты интересов покупателя, фактически лишенного возможности проверить круг полномочий продавца. Граве полагал, что хотя в нашем действующем законодательстве нет соответствующей статьи, но полное применение этого принципа нужно признать в условиях советской торговли. Мы считаем, что нужно поставить вопрос более широко и попытаться вывести признание названных выше должностных лиц представителями из норм советского права, хотя бы из косвенных указаний нашего закона.

Чтобы обосновать выдвинутое положение, необходимо установить на материале действующего законодательства: Хозяйственные органы, формально не обладающие правами юридических лиц, выступают только через представителей. Таким образом, если совершена сделка юридическим лицом или хозяйственным органом, не являющимся по закону юридическим лицом, то остается предположить, что она в первом случае заключена либо органом, либо представителем, во втором случае — только представителем.

Очевидно, что названные выше категории работников не являются органами, а могут быть только представителями. Б Тот факт, что в компетенцию предприятий, в которых эти работники состоят на службе, входит систематическое совершение сделок, подтверждается уставами, положениями или другими нормами, регламентирующими деятельность данных предприятий. Так, в уставе железных дорог нужное указание содержится в ст. Статья 8 указывает на то, что размеры платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по дорогам, а также размеры сборов за дополнительные операции устанавливаются в особом порядке.

Статья 29 говорит о принятии грузов железной дорогой к перевозке. Статья 56 предусматривает организацию при пассажирских вокзалах камер для хранения ручной клади и багажа. Аналогичную норму, указывающую на характер деятельности пароходств, содержит ст. Постановление ЦИК и СНК СССР регулирует условия труда работников мелкорозничной торговой сети, через посредство которых торговые предприятия осуществляют свои операции куплю-продажу и другие сделки.

В типовом уставе областной краевой республиканской АССР конторы по снабжению строительными материалами и оборудованием жилищного хозяйства Жилснаба указывается, что функцией Жилснаба является, в частности, продажа через свою оптово-розничную торговую сеть жилищным организациям и гражданам материалов и оборудования. Нет необходимости продолжать перечень актов, предусматривающих совершение определенного вида сделок различными юридическими лицами и другими хозорганами. В Наличие третьего условия подтверждается тем, что для совершения этих сделок от имени предприятий требуется постоянный штат работников, определенный должностной состав, который утверждается в установленном порядке.

С назначением на одну из таких должностей по смыслу ст. Тот, кто занимает подобную должность в предприятии, тем самым ex officio является представителем предприятия. Поскольку указанные работники становятся представителями в момент их назначения на эту должность, они и рассматриваются в качестве таковых лишь при условии выполнения ими обязанностей по этой должности. Если, например, кассиру театра администрация поручит приобрести для театра дрова, то кассир перестает быть представителем по должности и делается представителем на основании сделки полученной доверенности.

Предположение, что лицо, заключающее типичную для данного предприятия сделку в помещении магазина, склада, конторы и т. Поэтому в соответствии с законом каждый гражданин или юридическое лицо вправе считать, что работник, совершающий сделки в обстановке, нормальной для деятельности данного предприятия, занимает соответствующую должность, которая ставит его в положение представителя.

Таким образом, основанием представительства такого работника является назначение на должность, но посторонние лица могут заключать о наличии у него полномочия по обстановке его деятельности. Принято говорить, что полномочие таких лиц явствует из обстановки. Сделанный нами вывод о том, что указанные категории работников являются в соответствии с действующим законодательством представителями, не устраняет необходимости введения в ГК СССР специальной нормы этого содержания, которая внесет полную определенность и ясность в рассматриваемый нами вопрос.

К третьей категории оснований представительства мы относим еще один факт, несколько отличающийся от рассмотренных ранее. Мы имеем в виду избрание или назначение членов ликвидационной комиссии, которая, по смыслу нашего законодательства, является представителем ликвидируемого юридического лица. С момента избрания или назначения членов ликвидационной комиссии по своему положению члены комиссии являются должностными лицами ликвидационная комиссия правомочна осуществлять свою деятельность от имени ликвидируемого предприятия или организации.

Правоотношение между дееспособным и недееспособным, возникающее через посредство административного акта, но не в связи с назначением дееспособного на должность. Дееспособное лицо проявляет инициативу в установлении этого правоотношения, но приобретает желаемые права и обязанности на основании административных акта или договора.

В таком порядке становятся представителями усыновители.

Удивительно, но факт! Но третьи лица вправе рассматривать его уполномоченным на указанные действия с учетом имеющегося у него полномочия. Очевидна и юридическая слабость этого положения Бирмана, от которого недалеко до вывода, что каждый случай представительства следует сводить к уполномочию представителя с помощью сделки.

Основанием представительства в данном случае является приобретение усыновителем посредством административного акта органа опеки особых прав и обязанностей в отношении недееспособного усыновляемого.


Читайте также:

  • Можно ли прописаться в аварийное жилье
  • Грабеж ст 161 ук рф состав преступления
  • Ипотека для молодой семьи в уральске
  • Грабеж виды квалифицированного грабежа